Қара өлен (народная песня) означена цветовой символикой. Слово «қара» говорит о древности и сакральном и его универсальном значении.
Народная песня представляет систему символов и кодов, проявляемая на трех уровнях: вербальном (поэтический текст), кинестетическом (мимика, жесты, позы) и музыкальном (музыкальный язык). Как и любой другой жанр фольклора, народная песня, в данном случае «қара өлен» обладает скрытым символизмом. Это выражается не только в использовании в традиционных поэтических образов-символов казахской культуры (птиц, животных, явлений природы и т.д. — «жұлдыз өлең», «тау өлең», «қамшы өлең», «шәй өлең» и др.), но и в самой структуре песни, а также практике исполнения. Выделяются ряд характерных особенностей қара өлен: прежде всего универсальность (исполняется мужчинами и женщинами, т.е. без гендерных и возрастных ограничений), а также в любых обстоятельствах (разумеется, в положительных) – семейном общении, народных гуляниях и т.д.